2 августа 2016 / Опубликовано в № 292

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер

<…> Между хозяином предприятия и его наемными работниками есть существенная разница. Наемный работник после окончания рабочего дня забывает обо всех насущных нуждах и проблемах предприятия. Даже самый усердный работник не проявляет такой глубокой заинтересованности, как хозяин. И неудивительно: ведь на плечах последнего всецело лежит ответственность за всю деятельность. Даже когда он ест или проводит время с друзьями, он ни на миг не забывает о производственных делах. Даже когда все идет блестяще, он обычно не почивает на лаврах, не ждет, что удача постучится ему в двери, а всегда ищет пути повышения рентабельности и расширения производства.

Мы, евреи, должны заботиться о нашем духовном бизнесе, в особенности в деле изучения Торы, — в той же мере, в какой хозяин предприятия заботится о своем бизнесе. Чем бы мы ни занимались в течение дня, главным для нас должно быть изучение Торы, с которой нас связывают неразрывные узы. Неважно, сколько времени мы посвящаем занятиям, пусть совсем немного, — важно, чтобы это захватывало нас целиком и чтобы сохраняло свое воздействие на нас и в часы нашей повседневной деятельности. В Талмуде говорится, что, если изучение Торы захватывает человека целиком, тем самым он словно высвобождает Б‑жественное присутствие из оков грубой физической реальности и приводит к обратному позитивному воздействию на остальные сферы деятельности человека. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 266)

 

Майами‑Бич, Флорида

<…> Только что получил Ваше письмо с изложением состояния здоровья Вашего мужа и рекомендаций врача об освобождении от работы в школе.

Я с этим полностью согласен, ведь одно из основных предписаний нашей Торы, Торы Жизни, гласит, что еврей должен относиться к своему телу как к ценному дару, врученному ему Создателем. Поэтому он должен неукоснительно заботиться о своем теле и о своем здоровье.

Тем не менее, при всем уважении, которое я питаю к слаженной работе школы, мой ответ на Ваше письмо двоякий. Во‑первых, Ваш муж несомненно предан своей работе и его вынужденный отпуск не поставит под угрозу текущую деятельность школы. Во‑вторых, с точки зрения благополучия самой школы педсостав и в особенности директор должны быть здоровыми людьми. В продолжение сказанного хочу разъяснить свою позицию в другом аспекте, будучи лично знаком с Вашим мужем и немного разбираясь в психологии. Когда человек вынужден прервать свою работу, которой он всецело поглощен, у него, разумеется, исчезает связанный с работой стресс. Но, с другой стороны, даже временное прекращение работы, которая является делом его жизни, может негативно повлиять на его моральное состояние.

Поэтому считаю нужным отметить мнение Рамбама, который был не только великим авторитетом в Торе, но и великим врачом, с его врачебными указаниями и рекомендациями считаются по сей день. Итак, Рамбам считает, что служить Всевышнему еврей может, не только изучая Тору и выполняя заповеди, но и когда он ест, пьет и спит. Если еврей ложится спать с мыслью о том, что таким образом он сможет завтра лучше служить Творцу после полноценного ночного сна, то его сон является частью служения Творцу («Мишне Тора», «Гилхот деот», гл. 3, в конце).

Применительно к Вашему мужу эти слова означают, что его временное отсутствие в его рабочем кабинете в школе не является прекращением работы, а просто иной формой службы на благо школы.

И еще: я уверен, что стресс, о котором Вы пишете в своем письме, не связан с работой в школе. Вне всякого сомнения, он связан с финансовыми потрясениями, которые ныне переживают США и другие страны мира. Поскольку Ваш муж удачливый бизнесмен, серьезно занятый делами бизнеса, то, естественно, нынешний экономический кризис не мог не вызвать у него нервозности и тревоги, в особенности с учетом того, что у него есть компаньоны и немало работников и т. д.

Я уверен, что большое удовлетворение, которое ему приносит работа в школе, скомпенсировало, по крайней мере частично, те разочарование и нервозность, которые ныне царят в мире бизнеса и которые ему совершенно неподвластны.

Не сомневаюсь, что и его врач, если он не только кардиолог, но еще и хотя бы немного разбирается в психологии, согласится с моей оценкой, которая базируется на жизненных наблюдениях, да и просто на здравом смысле.

И в заключение позвольте заметить, что врач может порекомендовать шестимесячный отпуск, однако я настроен оптимистичнее и уверен, что он вернется в полную форму гораздо быстрее. В особенности с учетом того, что его стресс, вызванный экономическим кризисом, минует гораздо быстрее, нежели ожидается, и он обретет как здоровье, так и душевное равновесие, включая удовлетворение от прогресса в работе школы.

Сердечные пожелания Вам и Вашему мужу, чтобы Вы всецело положились на Создателя, а также желаю подлинного еврейского удовольствия от всех Ваших детей, отличного здоровья и доброго расположения духа отныне и далее.

(Море ле‑дор навох. Ч. 3. С. 71)

 

На молитве в самарской хоральной синагоге. Фото Василия ДолжанскогоНа молитве в самарской хоральной синагоге. Фото Василия ДолжанскогоСиван 5712 (1952) года

В своем письме Вы пишете о серьезных проблемах в деловой сфере и о больших долгах, в которых Вы погрязли и т. п. И вместе с этим отмечаете, что имеете возможность продать несколько принадлежащих Вам земельных участков, однако не знаете, как поступить. Однако самое тревожное во всем этом — Ваше упадочное настроение, что подорвало Ваше упование на Всевышнего. Ведь в святых книгах в целом и в хасидской литературе в частности отмечается, что этот фактор — упование на Всевышнего — является показателем привязанности человека к Создателю, а также мерилом того, насколько тесно он увязывает с Ним свои земные проблемы. И если привязанность человека к Создателю прочна и неразрывна, то не может быть никакой нехватки, так как к Небесам понятие дефицита просто неприменимо.

И если Вы уже спрашиваете моего совета, то, прежде всего, по Вашей просьбе я молился за Ваше благополучие на могиле моего тестя, и мне думается, что Вам следует работать над собой, предельно упрочив свое упование на Всевышнего. И по‑настоящему упование подразумевает, что даже в, казалось бы, безвыходной ситуации человек сохраняет в своем сердце уверенность, что в итоге все образуется к лучшему — будет и достаток, и здоровье, и пр.

А что касается высших сфер, то земные проблемы их не затрагивают вообще. И если человек на земле утверждает себя выше всех земных проблем и передряг хотя бы немного, иными словами, если он внушает себе, что как верующий еврей он ни от кого не зависит, кроме как от Создателя, то такая позиция позитивно воздействует на земную реальность, так что земные проблемы не смогут отрицательно повлиять на этого человека.

Весьма надеюсь, что если Вы по‑настоящему упрочите свое упование на Всевышнего, то сразу заметите изменение к лучшему в деловой сфере, и Ваше финансовое положение пойдет на лад, все лучше и лучше.

И еще. Вам следует возобновить свои отчисления на благотворительность («цдаку»), как прежде, и хоть немного прибавить к прежним суммам; жду от Вас добрых известий по этой теме.

С пожеланием удачи в земных делах, и да сбудутся с Вами слова Старого Ребе, что Всевышний дарует евреям земные блага, а они преобразуют их в духовные.

(Сборник «Симха у‑битахон ба‑Шем». С. 45–46)

 

Мне стало известно о тех убытках, что потерпел Ваш бизнес, доходы от которого были предназначены для финансирования деятельности «Бейт Любавич», и что это стало для Вас большим разочарованием.

При всем том, что такая реакция естественна и понятна, не надо забывать о правильном взгляде согласно Торе, ведь для каждого события в Торе содержится ответ и ясная точка зрения. Мы часто говорим, что Тора вечна, не только применительно к заповедям, но и в том, что касается изложенных в ней событий. И, несмотря на то что эти события и эпизоды связаны с конкретными личностями и обстоятельствами, с конкретной эпохой и местом, тем не менее их моральная и духовная составляющие сохраняют свою актуальность всегда и везде; и более того, они справедливы для каждого из нас.

Я имею в виду испытания, которым подвергся первый еврей — наш праотец Авраам, когда он был совершенно один‑одинешенек в своем поколении, как сказано у пророка Йехезкеля (33:24): «Один был Авраам…»

Когда Всевышний сказал ему: «Ступай себе из твоей страны, от своей родни и дома отца твоего в страну…», это было для Авраама огромным испытанием. Разрыв даже одного из этих связующих звеньев весьма болезнен, не говоря уже о разрыве всех трех… Итак, Авраам отправился в неведомую ему страну Ханаан (впоследствии Эрец‑Исраэль), где, как ему было обещано, должен был впоследствии сделаться великим народом и источником процветания для всех народов.

И вот, только прибыл он в эту Землю обетованную, как там разразился голод, да такой, что пришлось Аврааму покинуть страну и двинуться в Египет, вне всякого сомнения, с согласия Всевышнего.

В такой ситуации можно было ожидать, что Авраам сильно усомнится в Высшем Провидении, так как все эти события выглядели крайне несогласованно и противоречиво. И в особенности с учетом сказанного в «Пиркей де‑рабби Элиэзер» (гл. 26), что голод разразился только в стране Ханаан, но не в соседних странах региона. И все же при этом Авраам не ворчал, а выполнял все с радостью и энтузиазмом — все переезды и пр. В итоге выяснилось, что вся эта эпопея была испытанием его веры в Создателя. Благодаря тому что Авраам выдержал испытание, он чрезвычайно разбогател.

По словам мидраша, все, что пережил Авраам, пережили и его потомки.

Вам выпала честь подвергнуться похожему испытанию, что не требует лишних слов. Я уверен, что очень скоро Вы увидите счастливый финал этого испытания и щедрую компенсацию в прямом смысле. Тем паче, что доходы с предприятия предназначены для святого дела.

(«Море ле‑дор навох». Ч. 1. С. 129)

Перевод с идиша и иврита
А. Ольмана, И. Стрешинского, Ц.‑Г. Блиндера