10 июня 2015 / Опубликовано в № 279

Герман Захарьяев: «В моей инициативе политики нет»

Беседу ведет Маргарита Шварц

Идея внесения Дня Победы в еврейский религиозный календарь как Дня спасения и освобождения, предложенная российским бизнесменом и горским евреем Германом Захарьяевым, вызвала если не раскол в еврейской среде, то по крайней мере бурные споры. О сути этой инициативы и о том, какие у нее перспективы, мы побеседуем с ее автором.

Маргарита Шварц Как вам пришла идея праздника, который будет отмечаться 26 ияра всеми евреями?

Герман Захарьяев Это не праздник. Это памятная дата. День, когда мы должны вспоминать о подвиге, который совершили союзные войска во главе с Красной Армией, и молиться за них. Мы же помним о подвиге Маккавеев, и эта память стала частью нашей традиции. Да, евреи пострадали в войну, треть была уничтожена, но у нас есть Лаг ба‑омер — день, когда перестали умирать ученики рабби Акивы. Йом Шихрур ве‑Ацала — день, когда евреи перестали умирать в концлагерях, на фронтах и в подполье. Не благодарить Всевышнего за то, что Он остановил смерть евреев, не отдавать дань памяти и не молиться за тех, кто отчаянно воевал, — странная и дикая для меня мысль. Если бы не события этого памятного дня — мы бы сейчас с вами не беседовали. Всевышний захотел, чтобы мы перестали умирать, таков был Его вердикт, и мы должны быть благодарными.

zaharМШ Есть мнение, что это светская дата, следовательно, и отмечать ее надо бы по светскому календарю. А так что же получается, дублирование праздников? К примеру, 27 января как Международный день памяти жертв Холокоста фактически дублировал Йом а‑Шоа.

ГЗ В ходе истории можно увидеть цепь случайных событий, а можно — руку Всевышнего. Когда происходят, казалось бы, вполне земные вещи: отражение крошечным Израилем атак сразу нескольких вражеских армий или же протокольное подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Можно разглядеть в этом только лишь проявление человеческой воли, а можно увидеть еще и волю Ашема. День Победы — не только итог страшнейших сражений. Один человек вознамерился «окончательно решить еврейский вопрос» и утвер­дить свою власть на всей земле, но Всевышний вмешался, и этот факт должен найти отражение именно в религиозном календаре, не только в настенных календарях. Тем более что все настенные календари быстро облетают. Уходит поколение героев, западный мир постепенно забывает о подвиге солдат и вообще о тех событиях. В российских школах сегодня получают не то воспитание и не то отношение к войне, какое получали мы в советских. Самая прочная система памяти — религиозная.

МШ Почему было предложено праздновать 26 ияра, если остальной мир празднует 8 мая, то есть 25 ияра?

ГЗ 26 ияра 1945 года наступило вечером 8 мая. Здесь нет противоречия.

МШ Не боитесь, что идея в определенный момент может сойти на нет, даже если войдет в религиозный календарь? Память о войне уходит, а на мир обрушиваются другие катастрофы…

ГЗ Не было войны и катастрофы страш­нее, чем Вторая мировая и Шоа. Для того чтобы это не повторилось в будущем, нельзя забывать прошлое. Как у Сервантеса: история — это предостережение для будущего. Сейчас в Израиле Второй мировой придают все больше значения, все плотнее изу­чают ее историю. В израильской Латруне строится прекрасный Музей еврейского воина Второй мировой войны. Идея будет только крепнуть, я уверен в этом. Предполагается, что в этот день будут произноситься молитвы благодарности Всевышнему, псалмы царя Давида, молитва «Эль мале рахамим». Мы отмечали эту дату второй год подряд, надеюсь, в дальнейшем она получит еще большую поддержку.

МШ На принятие новых дат еврейским народом уходит по нескольку сотен лет. Вас не смущает, что плодов своих усилий вы можете и не дождаться?

ГЗ Не смущает. Сколько бы это ни заняло времени, это нужно для восстановления равновесия в восприятии тех событий, для восстановления исторической справедливости.

МШ Достаточно смело было с вашей стороны предложить эту идею, не будучи религиозным деятелем.

ГЗ Я предложил эту идею как еврей, как верующий человек, любящий свой народ и знающий его историю. Просто сделал то, что считал верным и справедливым. Меня обрадовало, что большая часть Конференции европейских раввинов поддержала меня. Гаон раввин Ашер Вайс, один из крупнейших религиозных лидеров поколения, заявил, что дополнительно подготовит алахическое письмо в поддержку этой даты.

МШ А как ее восприняли евреи «снизу», прихожане синагог, ведь их расположение завоевать не менее трудно, чем расположение раввинов?

ГЗ Соблюдение заповедей и традиций человеком, как и его отношения со Всевышним, — сфера интимная, ограниченная максимум общиной. Мы не собираемся кого бы то ни было убеждать. Если человек не чувствует, что это правильно, его не убедишь. Но просветительскую работу вес­ти следует. Я надеюсь, что со временем все евреи поймут необходимость этого праздника.

МШ Каковы шансы продвинуть вашу идею в США, если мы говорим о решающей роли Красной Армии? Какие аргументы вы намерены приводить, взаимодействуя с американской ауди­торией?

ГЗ Мы продвигаем эту идею не в определенных странах, а в еврейских общинах по всему миру. Меня мало интересует политическая конъюнктура в США: любой мало‑мальски образованный человек знает, какова была цена той победы и каков реальный расклад сил. Американцы очень щепетильно относятся к теме Холокоста и памяти о нем, ведь там живут сотни тысяч потомков евреев, переживших Катастрофу. Кстати, год назад именно в Нью‑Йорке, в штаб‑квартире ООН, было объявлено об этой инициативе. В Штатах многие принимают и поддерживают нашу инициативу.

МШ Насколько в этой идее замешана политика, общероссийский курс?

ГЗ А что такое общероссийский курс в вашем понимании? Если вы так называете увековечивание памяти погибших в Великой Отечественной вой­не, в том числе и погибших в Катастрофе евреев, борьбу с неонацизмом и попытками фальсификации истории — то да, это общероссийский курс, и моя инициатива, скорее всего, с ним связана. В некоторых европейских столицах и сегодня проводятся марши неонацистов — позор для человечества. Эти «легионеры» сочиняют истории, как их деды воевали с большевизмом. Но на самом деле на тех же улицах всего несколько десятилетий назад их деды убивали евреев, беззащитных еврейских стариков, детей и женщин. Поэтому не надо искать политику в моей инициативе, ее там нет. Я хочу лишь исторической правды.

МШ Почему эту дату решено назвать именно «Спасение и освобождение», когда больше трети еврейского народа погибло? Ведь, по сути, эта дата — день благодарности и поминовения. Многие ведь не спаслись в ходе тех событий.

ГЗ У евреев есть Йом а‑Шоа ве а‑гву­ра — День катастрофы и героизма европейского еврейства. В этот день мы поминаем шесть миллионов погибших в Холокосте и боровшихся за осво­бождение. А в День спасения и освобождения мы прославляем волю Всевышнего, спасшего Свой народ от угрозы полного уничтожения. 9 мая 1945 года — или 26 ияра 5705 года по еврейскому летосчислению — стало спасением и освобождением нашего народа от участи, задуманной для него нацистами. Народ, ведущий историю от Авраама, спасся от полного уничтожения в этот день. И стал свободен для того, чтобы строить свою страну.

МШ Почему это никому не приходило в голову раньше?

ГЗ Трудно ответить на этот вопрос. Я задавался им всю жизнь и благодарен Всевышнему, что сегодня у меня есть возможность предложить эту идею еврейскому народу. И думаю, что если мы говорим о благодарности Всевышнему и о памяти о солдатах, то на самом деле и неважно, «кто вперед» это предложил.

МШ Но почему все‑таки же тогда идея вызвала столько споров?

ГЗ На то мы и евреи — чтобы искать истину в споре. Дискуссия есть и будет продолжаться. Это, на мой взгляд, говорит о том, что такой день нужен в еврейском календаре.