[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 1999 ТИШРЕЙ 5760 — 9 (89)

 

Беседы о Книге

Таво: радость каждую минуту

Еврей должен всегда пребывать в радости. Одно из поучений, которое Баал-Шем-Тов произнес однажды в день своего рождения, 18 Элула, гласит: "Евреи должны радоваться тому, что они удостоились быть рабами Б-жьими". И еще: "Служите Всевышнему с радостью". О том, что Всевышнему надо служить "...с радостью и с веселым сердцем", говорится и в главе "Таво".

Очевидно, что все заповеди следует исполнять с безграничной радостью. Но есть заповеди, которые требуют особой тщательности исполнения. Об одной из таких заповедей повествует Тора в самом начале главы “Таво”. Речь идет о заповеди принесения первых плодов урожая в Храм. Описав порядок исполнения закона, Тора заключает: "И радуйся всему добру, которое дал Б-г, Всесильный твой..." (Дворим, 26:11).

Эта заповедь относится к наиболее важным в службе Всевышнему. Тора повелевает взять "лучшее от всех плодов" и принести их в дар Б-гу. Исполнение ее было возможно только во времена Храма; следовательно, ее материальное воплощение в наши дни не может быть осуществлено, однако ее духовный смысл не потерял своей актуальности.

Чему же учит нас эта мицва? "Когда придешь ты в страну, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в удел", когда человек оказывается в том месте, которое выбрал для него Всевышний, он должен понимать, что появился здесь не случайно, что в этом заложен Б-жественный промысел. В этом месте ему надлежит очистить его с помощью Торы, ее заповедей, и в этом смысле происходящее распространяется на любую часть земли, не только на страну Израиля. Именно это имел в виду третий Любавичский Ребе Цемах Цедек, когда сказал: "Сделай здесь страну Израиль" — где бы ты ни был, принеси святость духовного Израиля туда.

Что же должен сделать человек, оказавшись в таком месте? — "Возьми начатки всех плодов земли, которые ты получишь в стране твоей" — лучшее, "начатки", должен он принести Б-гу. Лучшие свои силы, лучшее время должен человек посвятить Всевышнему. Именно таким образом он может отблагодарить Творца за "землю, за Б-жественное благословение". Именно в лучшее время дня, утром, лишь открыв глаза, он должен произнести молитву "Благодарю я Тебя..." Лишь после этого он может отдавать свои силы материальному миру, и тогда он удостоится помощи Небес.

Все это должно сопровождаться искренним воодушевлением и радостью. Радостью не только за частную удачу, а радостью "за все добро", за факт нашего существования, за то, что мы родились евреями и служим нашему Создателю. Такая радость пронизывает весь наш день и все наши поступки. И, занимаясь будничными делами, мы ощущаем ее, ведь радость эта связана со "всем добром".

Ницавим: Б-жественное благословение

Суббота, в которую читают главу "Ницавим", как и любая другая суббота перед новолунием, называется "благословляющей субботой". В такие субботы мы благословляем  наступающий месяц. Однако суббота перед месяцем Тишрей является исключением из этого правила. Месяц Тишрей мы не благословляем. Межеричский Магид от имени своего учителя Баал-Шем-Това объясняет: "Седьмой месяц (месяцев), он же первый месяц года, Тишрей, в предшествующую ему последнюю субботу Элула благословляет Сам Всевышний, давая тем самым евреям потенциал на то, чтобы остальные одиннадцать месяцев могли быть благословлены ими самими".

Что же такое благословение Всевышнего? Глава Торы “Ницавим” начинается словами "вы стоите сегодня", "сегодня" означает Рош а-Шона, день Суда, и Всевышний обещает нам, что в день Суда "вы стоите", устоите, иначе говоря, "победите" в Суде. Это благословение — общее, а сразу после него следуют детали, кто именно устоит в этот день: "...главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле, дети ваши, жены ваши и пришелец твой, который в среде стана твоего, от дровосека твоего до черпающего воду для тебя" (Дворим, 29:9-10).

Пообещав благословить Свой народ, Всевышний объясняет, зачем Ему это надо: "Чтобы вступить тебе в союз с Б-гом, Всесильным твоим". Это означает, что Всевышний заключает союз с народом Израиля.

Основная цель сводится к материализации указанного выше благословения, оно должно проявиться в материальном мире, выразиться в материальном благосостоянии. Известно, что Суд в Рош а-Шона касается именно этого, материального, мира. И в службе Всевышнему наиболее важно, чтобы Его воля не оставалась только в духовной области, она должна приобрести материальное воплощение. Наши мудрецы говорят: "Главное — это дело". Не добрые намерения, какими высокими они бы ни были, а именно действие есть основа всех основ. Поэтому еврейский закон полагает, что даже лучшие намерения не заменяют исполнения заповедей, а действие, даже не сопровождаемое добрыми намерениями, принимается как мицва.

Исполняя волю Творца наилучшим образом, в том числе и в области тшувы, мы удостоимся в эту субботу получения Б-жественного благословения и "победы в Суде".

Ваелех: разбудить окружающих

В этой главе Моше посвящает своего ученика Иешуа в заповедь: "Собери народ, мужчин, женщин и детей, и пришельцев, которые во вратах твоих, чтобы слушали они, и чтобы учились и боялись Б-га, Всесильного вашего, и старались исполнять все слова учения этого" (Дворим, 31:12). Раз в семь лет царь Израиля должен был собрать весь народ и читать им Тору — "Чтобы слушали и учились бояться Б-га".

"Тосефта" повествует о том, как исполнялась эта заповедь. В день  "собрания" священники с золотыми трубами в руках выстраивались на улицах Иерусалима и, "трубя, собирали народ в Храм".  «О том коэне, — заканчивает "Тосефта", — у которого не было в руках золотой трубы, говорили, что он, похоже, не коэн».

Это последнее заявление требует пояснения. Ведь служба коэнов касалась именно храмовых процедур. Трубление же на иерусалимских улицах было лишь подготовкой к исполнению заповеди собрания народа. Можно ли утверждать, что не исполняя косвенных, подготовительных обязанностей, коэн переставал быть коэном?

Какова сущность службы священника в Храме? Одной из основных его обязанностей было воскурение благовоний. Рамбам считает, что благовония воскуряли для того, чтобы устранить дурные запахи. В духовном же смысле эта служба, как объясняет Зогар, состояла в том, чтобы устранить скверну дурного начала.

Благовония приготавливали из специй, не пригодных в пищу человека. Среди прочего — из "халвана", обладающего дурным запахом, который символизировал низкое и низменное. Талмуд говорит, что он, в частности, являлся символом грехов Израиля. Работа свя-щенников заключалась в том, чтобы это низкое и низменное поднять к святости, использовать в службе Всевышнему. В наибольшей мере это их предназначение проявлялось во время церемонии "великого собрания", когда весь народ Израиля поднимался на более высокую духовную ступень.

Эта церемония становилась своеобразным экзаменом для коэнов: если священник чувствовал, что его задача состоит в том, чтобы собрать народ, он тем самым выполняет свое предназначение. Если же он считал возможным в это время оставаться дома, было "похоже, что он не коэн".

Тора именует всех евреев "народом священников"; задачей каждого еврея, особенно того, кто способен оказывать влияние на окружающих, пробуждать народ, поднимать его на более высокую ступень.

Аазину: три похвалы

Глава “Аазину” представляет собой "песнь Моше". Она повествует об учении Б-жьем, о народе Израиля и о многом другом. "Ибо доля Б-га — народ Его, Яаков — область удела Его. Нашел Он его в стране пустынной..." Простой смысл этих слов в том, что Всевышний нашел народ Израиля в пустыне. На первый взгляд это кажется неверным, ведь уже в Египте Всевышний "нашел" евреев. Поэтому Раши объясняет иначе: "Их (евреев) нашел верными Ему на земле пустынной, когда они приняли Его Тору, Его царскую власть и Его бремя, чего не сделали ни Ишмаэль, ни Эсав..." В этих словах заложена тройная похвала еврейскому народу, принявшему на себя Его Тору, Его царскую власть и Его бремя.

Этими похвалами подчеркивается, что евреи не поступили, как народы Ишмаэля и Эсава, которые не пожелали принимать Тору до того, как их ознакомят с тем, что в ней написано, а узнав, решили, что Тора им не подходит. Евреи же проявили истинную преданность Всевышнему, приняв Его Тору еще до того, как узнали, что в ней: "Сделаем и услышим", — сказали они.

Итак, евреи приняли на себя Тору, выразили готовность ее изучать. На этом уровне они проявили и готовность исполнять все ее заповеди, постигаемые разумом и человеческой логикой.

Более высокая похвала евреям говорит о том, что они приняли на себя власть Всевышнего. На этом уровне они показали, что готовы принять царскую власть и исполнять царские указы, не задавая никаких вопросов, что называется, "без обсуждения".

Но  еще более высокой ступенью явилось то, что евреи приняли на себя Его бремя. Подчинив себя царской власти, подданный вовсе не обязан посвятить свою частную жизнь властелину, он обязуется лишь быть лояльным к своему государю во всем, что касается общественных законов. Приняв на себя бремя Его власти, евреи объявили себя рабами Всевышнего, объявили, что их жизнь принадлежит Хозяину.

 

Везот а-броха: радость за потраченные усилия

Последний день праздника Суккос называется Симхас Тойра потому, что в этот день читают последнюю главу Торы "Везот а-броха", завершая годичный цикл изучения Торы. Казалось бы, если устраивать праздник в честь Торы, не уместнее ли было бы провести его в Швуэс, когда Тора была дарована еврейскому народу? И, вероятно, тогда же начинать и заканчивать изучение Торы?

Хасидизм же учит, что именно в Симхас Тойру мы веселимся, заканчивая годичный цикл изучения Торы, потому что этот праздник должен быть связан с днем дарования вторых скрижалей Завета взамен первых, разбитых раздосадованным Моше. Вторые скрижали, как мы знаем, были дарованы евреям в Йом Кипур.

Разница между праздниками Швуэс и Симхас Тойра заключается в том, что в Швуэс Тора была дана евреям как подарок Небес. В Симхас Тойру мы радуемся тому, что целый год прилагали усилия для изучения дарованной Всевышним Торы. Полученное бесплатно не может вызывать истинную радость. Сказано, что хлеб, который человеку был подарен, называемый "хлебом милосердия", именуется также "позорным хлебом" и от него человек не может получить настоящего удовольствия. Только заработанный в поте своем  хлеб приносит человеку истинную радость. Симхас Тойра, символизирующая наши усилия, благодаря которым Тора стала принадлежать нам по-настоящему, и есть подлинная радость Торы, уже и нашей, не только Б-жественной.

Эта принципиальная разница заложена уже и в самих скрижалях. О первых сказано, что они были "делом Б-жьим" и "письмом Б-жьим", вторые же, являясь "письмом Б-жьим", были сделаны Моше.

И еще об отличии праздника Швуэс от Йом Кипура, дня, когда были дарованы вторые скрижали. Во время первого дарования евреи находились на уровне праведников, стоявших "как один человек с одним сердцем" у горы Синай. Во второй раз евреи находились на уровне раскаявшихся, вернувшихся к Б-гу детей, совершивших грех поклонения золотому тельцу. Возвращение к Творцу доставило евреям большую радость, потому что близость после разлуки и есть причина для настоящего веселья.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru